-
Дважды была на экскурсиях: "Кварталы старой Миллионки" и "Владивосток глазами Элеоноры Прей". Оба раза вел экскурсию Виктор Шалай. Специально ждала именно его. Это восхитительно! Всё ...
Откуда вы о нас узнали?
Vl.ru знакомится с Миллионкой
«Здравствуйте, меня зовут Виктор, и я работаю в музее. Сегодня я буду вести для вас экскурсию», — такими словами директор музея имени Арсеньева Виктор Шалай начинает полуторачасовую прогулку по Миллионке. Побывали на прогулке по «китайскому Владивостоку» и корреспонденты VL.ru.
В группе 15 человек (поэтому билеты лучше бронировать заранее). Мы начинаем путь у дверей музея на Светланской. Там наш экскурсовод говорит, что во время прогулки «мы попытаемся сформировать другое отношение к городу». И отмечает, что границы Миллионки знатоки определяют по-разному. Одни утверждают, что это «треугольник» между железнодорожным вокзалом, Пограничной и Семеновской. Другие твердят, что она расположилась лишь в пределах одного квартала. «Но мы не будем участвовать в этом споре. Ведь границы, на мой взгляд, не самое ценное. Куда важнее содержание…».
Заходим в подворотню, которая соединяет Светланскую с Фокина, останавливаемся. Там нам рассказывают об этническом составе населения Владивостока и занятиях мигрантов в начале прошлого века. Следующая остановка — у фонтанов на Фокина. Или, как логичнее именовать эту улицу в контексте «прогулки по началу века», — Пекинской. Ее так, кстати, назвали вовсе не в честь китайской столицы, а в честь Пекинского договора 1860 года, который определял границы между Российской империей и империей Цин.
Если бы мы шли этим маршрутом в 1910-1920 годы, то одно из пяти лиц было бы азиатским, рассказывает наш «Вергилий»: «А европейские лица — отнюдь не все русские. Много финнов, поляков, других эмигрантов. Мир тогда делился на очень удаленные части, и Владивосток был городом, через который Россия разговаривала с другим миром».
В переулке на Фокина нам открывается типичный ракурс Владивостока начала прошлого века. На веревках сушится белье, между крышами виднеется синее безоблачное небо, старый город выдают и дома из тесаного камня — его добывали на каменоломнях те же самые китайцы. Под которых порой «маскировались» японцы — зачем, нам тоже объясняют…
Виктор пересказывает воспоминания своей бабушки. Иногда ее, еще маленькую, оставляли в ресторанчике, которым владели китайцы. И радушные хозяева с удовольствием нянчили ребенка — играли, гладили по длинным волосам, кормили повидлом, которое готовили сами в больших чанах. А когда девочку оставляли одну дома, и она сидела и грустила в ожидании взрослых, соседи-китайцы поднимались по лесенке, стучались в окно, говорили на ломаном русском: «Твоя не надо плакать. Мама скоро прийти». И ставили на подоконник тарелку с повидлом.
…Каких-то сто лет назад здесь, в самом центре «форпоста России на Тихом океане», были китайские дома, магазинчики, конюшни, кафе. Сейчас они медленно уходят «в прошлое», а точнее, под землю — это видно по аркам на стенах зданий улицы Семёновской; изначально они были двухметровыми.
Нам говорят о богатых китайцах и бедняках, о влиятельной коммерческой ассоциации, которая разрешала все коммерческие и некоммерческие споры и которую все побаивались. О подвалах Миллионки, жизнь в которых была покрыта мраком. О публичных домах, опиумокурильнях, игорных заведениях, где оставшиеся без денег китайцы ставили на кон собственную боль и даже жизнь… И о трех китайских театрах на улице Семеновской, которая так и называлась — Театральная.
Один из них был на Семеновской, 3 — там сейчас расположена детско-юношеская школа гимнастики, и, если зайти вовнутрь, можно увидеть место, где был зрительный зал и сцена. И представить, как в сигаретном дыму (курить разрешалось) галдели одетые в длинные черные халаты китайцы, распивая зеленый чай и лузгая семечки. Декорации были странными — их делали из чего угодно — например, могли поставить трактор и «объявить» его дворцом.
На сцене всегда было две стороны — Добро и Зло. О чем говорят актеры, русский человек вряд ли мог разобрать. Но внимательный наблюдатель различил бы, как меняются акты в спектакле, а по всегда бурной реакции зрителей определил, какая из сторон берет верх.
«…В 1935-36 годах китайцы покинули Владивосток. За каких-то полгода город опустел. В отличие от ассимилировавшихся корейцев, они были сезонными рабочими, поэтому отправились на родину. С тех пор прошел почти век. Многое изменилось, сносились и сносятся старые здания… Но сегодня я хочу пожелать вам всем, чтобы, как в китайском театре, в нашей жизни Добро всегда было сильнее Зла», — этими словами завершается наша экскурсия. Но участники еще долго задают вопросы и делятся друг с другом впечатлениями…
Экскурсионное бюро «Время города» работает с 17 мая. «Для начала мы взяли стандартные маршруты. Гуляем по Пушкинской, Корабельной набережной, Светланской, Алеутской. И по "специализированным маршрутам" — по китайской Миллионке, "японским будням русской истории", к дому Элеоноры Прей. Как выяснилось, именно они самые популярные, потому что таят в себе некую загадку для горожан, — комментирует Виктор Шалай. — Пока что мы обходимся услугами маститых экскурсоводов, сотрудников музея. Но мы открыты и ждем новых спикеров! Может быть, это будут прогулки по городу со старым капитаном, а может быть, откликнутся люди из мира, допустим, уголовного розыска. Будет интересно услышать истории 30-50-летней давности. Человек может быть вообще не из экскурсионного мира, но при этом так интересно о чем-то рассказывать!.. К сентябрю мы надеемся выйти с огромным веером рассказов. Чтобы вы, сходив на одну экскурсию, точно знали, что вернетесь».